Электротехническая алюминиевая шина

Электротехническая шина изготавливается в виде полосы прямоугольного сечения и применяется в качестве проводника электрического тока в электротехнических установках. Широкая номенклатура сечений шины от 3х15 до 12х120 позволяет подобрать проводник для любого тока вплоть до 4650А (переменный ток). 

При производстве электротехнического оборудования применяются марки АД0 (более пластичная, но не закаленная шина) и АД31 (термически обработанная алюминиевая шина).
Алюминиевая электротехническая шина отличается относительно низкой ценой, более лёгким весом, стойкостью к коррозии и колебаниям температуры и, главное, высокой электропроводностью. Алюминиевая шина легче гнётся на станке и с ней в целом проще работать, чем с медной. Однако, стоит заметить, что на открытом воздухе на поверхности алюминия со временем всё же может появляться окисная плёнка, снижающая электропроводимость ввиду дополнительного сопротивления. 

Электротехническая медная шина

Главным преимуществом медной шины является более высокая электропроводность, что позволяет использовать шину меньшего сечения в более компактных корпусах электрооборудования. При размещении четырёх проводников в фазе, максимальный ток нагрузки медной шины составит 5900А. Так, например, многие низковольтные распределительные устройства, как НКУ-ШНН с использованием коммутационных аппаратов на большие токи, возможно произвести только с применением медной шины.  Чаще всего применяется шина марок ШМТ и ШММ. В отличие от алюминиевой, медную шину труднее монтировать из-за её веса и невозможности сварки.

Медная шина в распределительном устройстве НКУ-ШНН

Сравнение алюминиевой и медной шины

Характеристика

Алюминиевая

Медная

Удельное сопротивление, Ом∙мм2

0,028

0,0175

К-т теплопроводности, Вт/(м∙К)

220

394

Удельный вес, кг/м3

2710

8910

Допустимый длительный ток при использовании четырёх проводников в фазе, А

4650

5900

Монтаж

Легко гнётся, можно варить аргоном

Труднее гнётся, нужны болтовые соединения шин

Окисная плёнка

Появляется, увеличивает сопротивление

Появляется, не увеличивает сопротивление

Разница в цене

-

Более чем в 3 раза дороже, чем алюминиевая шина


Соединение медной и алюминиевой шины

Из-за разных электрохимических потенциалов меди и алюминия в местах соединения они образуют гальваническую пару, что ведёт к появлению коррозии. В результате увеличивается переходное сопротивление контакта, приводящее к его нагреву. 

В соответствии с пунктом 2.2.16 ПУЭ производителю следует предусмотреть это негативное явление и предпринять адекватные меры.

Решениями поставленной задачи могут быть:

  1. Лужение либо медной, либо алюминиевой шины в месте контакта. Соединение осуществляется болтами (оцинкованными, анодированными). 
  2. Использование медно-алюминиевого перехода. Соединение производится методом холодной сварки давлением.
  3. В случае необходимости соединить медную шину и алюминиевый провод, можно использовать специальные наконечники, одна часть которых медная, а другая алюминиевая.

Заключение

В данной статье были кратко рассмотрены основные характеристики медных и алюминиевых шин, приведены их преимущества и недостатки, освещён практический вопрос соединения медной и алюминиевой шины.